Узоры и орнаменты мезенской росписи. Символика и элементы мезенской росписи Основные цвета мезенской росписи

Река Мезень, которая протекает в Архангельском крае, дала название удивительной по своей красоте и самобытности русской росписи – мезенской.

Росписью украшались предметы быта, интерьера, посуды.

Помимо домашней посуды и утвари мезенскими орнаментами были украшены сверху донизу волнистыми линиями и горизонтальными прямыми, спиралевидными завиткам и многочисленными штрихами прялки.

Как появилась мезенская роспись, откуда взялись необычные узоры и орнаменты – современные учёные-историки однозначно сказать не могут. Однако архаичность символов, подводит к мысли о том, что сутью являются древние мифы, знания, составляющие основу мировоззрения наших предков, живших давным-давно на севере.

Вот это мифологическое мировоззрение, поступающее сквозь тысячелетия, проявляющееся в орнаментах и узорах мезенской росписи, и является для нас ценным.Поняв его суть – можно открыть те знания, и почесть те послания, которые вложили наши предки в окружающие их, бытовые, простые, казалось бы, предметы.

И вместе с тем, в мезенской росписи много загадок. При кажущейся простоте в наборе и чередовании красок (основных цвета два – красный и чёрный), глубинный смысл весьма значителен. Даже в современном толковании, красный цвет символизирует жизнь, огонь, кровь, радость. Черный же цвет – смерть, земля, космос, печаль. Ну а что же сокрыто в узорах и орнаментах?

Каждая деталь узора мезенской росписи глубоко символична. Каждый листик и квадратик, ромбик и веточка, птица или зверь - всё находится именно в том месте, где должно быть, для того, чтобы передать нам послания огня, земли, ветра, и воды, которые вложил в затейливый орнамент древний творец-художник.
Давайте разбираться вместе.

Прежде всего, следует отметить, то узоры мезенской росписи имеют три уровня (яруса), что перекликается с расположением узоров вышивки на древней одежде наших предков. Это символизирует три мира: нижний (подземный, скрытый), средний (наземный, наш мир, проявленный) и верхний (небесный мир богов).
Интересно, что в мезенской росписи верхний уровень предназначен для птиц.

На средних и нижних уровнях изображаются кони или олени.

Образ коня связан с землёй — источником жизни (конь помогал пахать землю, улучшая её плодородие), В то же время, символ коня у русского народа является неким оберегом от тёмных сил (вспомним конёк на крыше избы) и талисманом на удачу (конская подкова на входе).

Образ оленя у многих народов связан с небесами. Рога оленя часто символизируют Мировое Древо (Древо жизни). В рогах своих олень может переносить Солнышко туда, где оно необходимо, где его ждут после долгой северной зимы. Поэтому, культ оленя у малых северных народов до сих пор сохранился. Удивительно, но связь оленей с небесами сохранилась даже в западной цивилизации. Вспомним, летящего по небу в санях с оленьей упряжкой Санта-Клауса.

Уровни миров в мезенской росписи разделены горизонтальными, богато орнаментированными полосами. Элементы таких орнаментов, часто используются в мезенской росписи. Если говорить о семантике простых мезенских орнаментов, то не вызывает сомнения, что знаки символизируют собой первоэлементы – стихии огня, воды, земли и воздуха.

Огонь. Божественная энергия, очищение, откровение, преображение, вдохновение, честолюбие, искушение, страсть, - сильный и активный элемент, символизирующий как созидательные, так и разрушительные силы. Древние считали огонь живым существом, которое питается, растет, умирает, а затем вновь рождается - признаки, позволяющие предположить, что огонь - земное воплощение солнца, поэтому он во многом разделил солнечную символику. В изобразительном плане все, что стремится к кругу, напоминает нам солнце, огонь. Как полагает академик Б. Рыбаков, мотив спирали возник в мифологии земледельческих племен как символическое движение солнечного светила по небесному своду. В мезенской росписи спирали разбросаны повсюду: они заключены в рамки многочисленных орнаментов и в изобилии вьются вокруг небесных коней и оленей.

Спираль сама по себе несет и другие символические значения. Спиральные формы встречаются в природе очень часто, начиная от галактик и до водоворотов и смерчей, от раковин моллюсков и до рисунков на человеческих пальцах. В искусстве спираль - один из самых распространенных декоративных узоров. Многозначность символов в спиральных узорах велика, а применение их скорее непроизвольное, чем осознанное. Сжатая спиральная пружина - символ скрытой силы, клубок энергии. Спираль, сочетающая в себе форму круга и импульс движения, также является символом времени, циклических ритмов сезонов года. Двойные спирали символизируют равновесие противоположностей, гармонию (вспомним даосский знак “инь-ян”). Противоположные силы, наглядно присутствующие в водоворотах, смерчах и языках пламени, напоминают о восходящей, нисходящей или вращающейся энергии (“коловорот”), которая управляет Космосом. Восходящая спираль - мужской знак, нисходящая - женский, что делает двойную спираль еще и символом плодовитости и деторождения.

Вода. Не менее интересно небесное оформление. Небесные воды хранятся в нависших облаках или проливаются на землю косыми дождями, причем дожди могут быть с ветром, с градом. Орнаменты в косой полосе более всего отражают такие картины природных явлений.
В фольклоре многих народов реки и моря разделяют миры живых и мертвых, естественный и сверхъестественный миры - в этом проявляется символизм воды как переходного состояния. Во всех известных легендах о происхождении мира жизнь произошла из первородных вод, значит, вода являлась для наших предков источником самой жизни. Волнистые линии водной стихии во множестве присутствуют в мезенских орнаментах. Они непременно сопровождают все прямые линии орнаментов, а также являются постоянными атрибутами водоплавающих птиц.

Ветер, воздух. Многочисленные короткие штрихи во множестве разбросанные в мезенской росписи по орнаментам или рядом с главными персонажами - скорее всего означают воздух, ветер - один из первоэлементов природы. Поэтический образ ожившего духа, чье воздействие можно увидеть и услышать, но который сам остается невидимым. Ветер, воздух и дыхание тесно связаны в мистическом символизме. Бытие начинается с Духа Божия. Он как ветер носился над бездной прежде сотворения мира.
Кроме духовного аспекта этого символа, конкретные ветры часто трактуются как неистовые и непредсказуемые силы. Считалось, что демоны летают на яростных ветрах, несущих зло и болезни. Как и любая другая стихия, ветер может нести разрушение, но он также необходим людям как могучая творческая сила. Недаром мезенские мастера любят изображать обузданные стихии. Штрихи ветра у них часто “нанизаны” на скрещенные прямые линии, что очень походит на ветряную мельницу (“Пойманный ветер”, - говорят дети).

Земля. Прямая линия может означать и небесную, и земную твердь, но пусть вас не смущает эта двузначность. По расположению в композиции (верх - низ) вы всегда сможете правильно определить их значение. Во многих мифах о создании мира первый человек был сотворен из праха земного, грязи, глины. Материнство и защита, символ плодородия и хлеба насущного - вот что такое земля для человека. Графически земля часто изображается квадратом. Знаки земли в мезенской росписи

Орнамент может строиться в два ряда и тогда элементы в нем располагаются в шахматном порядке. Важным символом был ромб, наделенный множеством значений.

Чаще всего ромб являлся символом плодородия, возрождения жизни, а цепочка из ромбов означала родовое древо жизни. Интересны и красивы древние знаки плодородия - символы изобилия.

Что касается техники и технологии росписи, то об этом — в последующих статьях.
Можно отметить только ту характерную особенность, что роспись наносилась на негрунтованное дерево либо кисточкой из человеческого волоса, либо пером глухаря или тетерева, либо специальной деревянной палочкой (тиской). Затем на художественное творение наносилась олифа. Это способствовало образованию защитного слоя, одновременно придавая творению золотистый цвет.

В настоящее время техника и технология мезенской росписи сохранились, в основном — разве что чаще стали применяться современные кисти. Однако, глубинное отличие современной мезенской росписи от старой ощущается. Дело в том, что изначально роспись производилась только мужчинами, тогда как, в нынешнее время, ею занимаются, в основном, женщины.

М езенская роспись возникла в лешуконской деревне Палащелье на берегу реки Мезени, считавшейся центром росписи по дереву. Отсюда - ее второе название: палащельская.

Один из старейших художественных промыслов Русского Севера был призван украсить крестьянский быт, предметы повседневного обихода. Наибольшее распространение роспись получила в XIX веке. Секреты этого древнего ремесла первоначально передавались из поколения в поколение строго по мужской линии.

Фотография: Л. Говорова / фотобанк «Лори»

Главными персонажами мезенского декора стали лошади и олени. Они рисовались в двух традиционных цветах палащельской росписи - красном и черном. Черный цвет получали из смеси сажи с раствором лиственничной смолы. Красный - из найденной на берегу глины, а позже из сурика. Орнамент наносился на негрунтованную древесину перьями глухаря, тетерева, деревянной палочкой либо кистью из человеческих волос. Для появления ярко-желтого оттенка изделие покрывалось олифой, а для мягкости пропитывалось льняным маслом.

Фотография: А. Меланич / фотобанк «Лори»

В узор старинных изделий художники вкладывали целый рассказ, а для близких оставляли послание или пожелание. Каждый элемент и завиток рисунка имел определенное значение и располагался особым образом. Красные кони олицетворяли солнце. Несколько коней, изображенных друг за другом, обозначали движение светила по небосводу. Гуси, лебеди и утки считались душами ушедших родственников, летающими поблизости от живых людей и приходящими на помощь в трудный момент. Ели - воплощение мужской силы. Небесными роженицами, дарующими жизнь всему на земле, были оленихи. Семейное древо жизни рисовалось со стволом, заполненным ромбами - многочисленными родами предков. Его завитые корни обозначали подземный мир. Солярный знак на верхушке выступал символом мира небесного. Художники в декоре использовали многочисленные знаки плодородия - вспаханные поля, корни, цветы, плоды и семена.

Чаще всего мастера покрывали узорами прялки (главный предмет для росписи), короба, хлебницы и продавали их в ближайших селениях на прибрежьях рек Пинега, Печора и Двина. Для мезенских прялок выбирались подходящие деревья, корневую часть которых можно было приспособить под днище. Поэтому прялка получила местные названия «корневуха» или «прялица-кокорица». 1820 годом датирован самый старинный экземпляр мезенской прялки в рукописях собрания Пушкинского Дома.

Прялки изготавливали преимущественно из ели или березы. Березовая древесина в давние времена считалась более дорогой, так как имеет более однородную основу и благодаря этому обладает высокой прочностью. Еловая древесина отличалась более светлым цветом и запахом хвои. Ель применялась для изготовления прялок на продажу. По сохранившимся подписям на обратной стороне прялок известны имена мастеровых династий: Аксёновы, Кузьмины, Новиковы, Федотовы, Шишкины.

Происхождение росписи не установлено до сих пор. Большинство исследователей относят сюжетные композиции к древнеязыческим верованиям. Специалист в области русского народного искусства С.К. Жегалова в своей книге проводит параллели между мезенской росписью и наскальными рисунками Заонежья , обнаруженными в середине XX века. Есть схожесть изобразительной техники и с росписями народов Севера, Индокитая и Средней Азии.

Григорий Аксёнов, Василий Аксёнов и Василий Федотов, по прозванию Вася Климович, прославились как наиболее выдающиеся художники по росписи. Степан Фатьянов с сыном Иваном в селе Селище и Федор Федотов в деревне Палащелье продолжили традиции мастеров прошлого - они воскресили роспись, практически забытую в военные годы.

Фотография: Р. Шамуков / ИТАР–ТАСС

В наши дни мезенская роспись широко используется в Северодвинске и Архангельске, на сувенирной продукции экспериментального предприятия «Беломорские узоры». Здесь росписью занимаются в основном женщины. Современные рисунки наносятся кистью и имеют более обтекаемые формы по сравнению с росписями в старину. Благодаря схематичности и незамысловатости узоров они хорошо воспринимаются и легко повторяются детьми.

Мезенская роспись - одна из наиболее древних русских художественных промыслов. Ею народные художники украшали большинство предметов быта, которые сопровождали человека от рождения и до глубокой старости, принося в жизнь радость и красоту. Она занимала большое место в оформлении фасадов и интерьеров изб. Как и большинство других народных промыслов, свое название эта роспись получила от местности, в которой зародилась. Река Мезень находится в Архангельской области, между двумя самыми крупными реками Северной Европы, Северной Двиной и Печорой, на границе тайги и тундры.

Мезенской эту роспись назвали потому, что ее родиной считается село Палащелье, расположенное на берегу реки Мезени, которое как центр росписи по дереву впервые упоминается в 1906. Поэтому в энциклопедиях и различных книгах по изобразительному искусству можно встретить второе название мезенской росписи - Палащельская. В самой же Мезени росписью не занимались.

Прежде всего мезенская роспись - это свой самобытный орнамент. Этот орнамент притягивает и завораживает, не смотря на свою кажущуюся простоту. А предметы, расписанные мезенской росписью, как будто светятся изнутри, источая добро и мудрость предков. Каждая деталь орнамента мезенской росписи глубоко символична. Каждый квадратик и ромбик, листик и веточка, зверь или птица - находятся именно в том месте, где они и должны быть, чтобы рассказать нам рассказ леса, ветра, земли и неба, мысли художника и древние образы северных славян.

Символы зверей, птиц, плодородия, урожая, огня, неба, других стихий идут ещё с наскальных рисунков и являются видом древнего письма, передающем традиции народов Севера России. Так, например изображение коня в традиции народов, издревле населявших эту местность, символизирует восход солнца, а изображение утки - это порядок вещей, она уносит солнце в подводный мир до рассвета и хранит его там.

Традиционно предметы, расписанные мезенской росписью, имеют только два цвета - красный и чёрный (сажа и охра, позднее сурик). Роспись наносилась на негрунтованное дерево специальной деревянной палочкой (тиской), пером глухаря или тетерева, кисточкой из человеческого волоса. Затем изделие олифилось, что придавало ему золотистый цвет. В настоящее время в целом технология и техника мезенской росписи сохранились, за исключением разве что того, что чаще стали применяться кисти.


Истоки символов мезенской росписи прежде всего лежат в мфологическом мировоззрении народов древнего севера. К примеру, часто встречающаяся многоярусность говорит о следовании шаманской традиции. Три яруса - три мира (нижний, средний и верхний или подземный, наземный и небесный). Это основа шаманского мировоззрения многих народов севера. В мезенской росписи нижний и средний ярусы заполняют олени и кони. Верхний ярус - птицы. Вереницы чёрных и красных коней в ярусах, возможно, также означают миры мёртвых и живых. Размещённые вокруг коней и оленей многочисленные солярные знаки подчёркивают их неземное происхождение. Образ коня у народов русского севера это ещё и оберег (конь на крыше), а также символ солнца, плодородия, источник жизненных благ.

Ярусы разделены горизонтальными полосами, заполнеными повторяющимся узором. Элементы таких узоров, а также некоторые другие, часто встречающиеся элементы мезенской росписи на рисунках ниже.

Земля. Прямая линия может означать и небесную, и земную твердь, но пусть вас не смущает эта двузначность. По расположению в композиции (верх — низ) вы всегда сможете правильно определить их значение. Во многих мифах о создании мира первый человек был сотворен из праха земного, грязи, глины. Материнство и защита, символ плодородия и хлеба насущного — вот что такое земля для человека. Графически земля часто изображается квадратом.

Вода. Не менее интересно небесное оформление. Небесные воды хранятся в нависших облаках или проливаются на землю косыми дождями, причем дожди могут быть с ветром, с градом. Орнаменты в косой полосе более всего отражают такие картины природных явлений.

Волнистые линии водной стихии во множестве присутствуют в мезенских орнаментах. Они непременно сопровождают все прямые линии орнаментов, а также являются постоянными атрибутами водоплавающих птиц.

Ветер, воздух. Многочисленные короткие штрихи во множестве разбросанные в мезенской росписи по орнаментам или рядом с главными персонажами — скорее всего означают воздух, ветер — один из первооэлементов природы. Поэтический образ ожившего духа, чье воздействие можно увидеть и услышать, но который сам остается невидимым. Ветер, воздух и дыхание тесно связаны в мистическом символизме. Бытие начинается с Духа Божия. Он как ветер носился над бездной прежде сотворения мира.

Кроме духовного аспекта этого символа, конкретные ветры часто трактуются как неистовые и непредсказуемые силы. Считалось, что демоны летают на яростных ветрах, несущих зло и болезни. Как и любая другая стихия, ветер может нести разрушение, но он также необходим людям как могучая творческая сила. Недаром мезенские мастера любят изображать обузданные стихии. Штрихи ветра у них часто “нанизаны” на скрещенные прямые линии, что очень походит на ветряную мельницу (“Пойманный ветер”, — говорят дети).

Огонь. Божественная энергия, очищение, откровение, преображение, вдохновение, честолюбие, искушение, страсть, — сильный и активный элемент, символизирующий как созидательные, так и разрушительные силы. Древние считали огонь живым существом, которое питается, растет, умирает, а затем вновь рождается — признаки, позволяющие предположить, что огонь — земное воплощение солнца, поэтому он во многом разделил солнечную символику. В изобразительном плане все, что стремится к кругу, напоминает нам солнце, огонь. Как полагает академик Б. Рыбаков, мотив спирали возник в мифологии земледельческих племен как символическое движение солнечного светила по небесному своду. В мезенской росписи спирали разбросаны повсюду: они заключены в рамки многочисленных орнаментов и в изобилии вьются вокруг небесных коней и оленей.

Спираль сама по себе несет и другие символические значения. Спиральные формы встречаются в природе очень часто, начиная от галактик и до водоворотов и смерчей, от раковин моллюсков и до рисунков на человеческих пальцах. В искусстве спираль — один из самых распространенных декоративных узоров. Многозначность символов в спиральных узорах велика, а применение их скорее непроизвольное, чем осознанное. Сжатая спиральная пружина — символ скрытой силы, клубок энергии. Спираль, сочетающая в себе форму круга и импульс движения, также является символом времени, циклических ритмов сезонов года. Двойные спирали символизируют равновесие противоположностей, гармонию (как даосский знак “инь-ян”). Противоположные силы, наглядно присутствующие в водоворотах, смерчах и языках пламени, напоминают о восходящей, нисходящей или вращающейся энергии (“коловорот”), которая управляет Космосом. Восходящая спираль — мужской знак, нисходящая — женский, что делает двойную спираль еще и символом плодовитости и деторождения.

Интересны и красивы древние знаки плодородия — символы изобилия.

Где их только не помещали, и везде они были к месту! Если жиковину (накладку на замочную скважину) такой формы повесить на двери амбара — это значит пожелать, чтобы он был полон добра. Если изобразить знак изобилия на дне ложки, значит, пожелать чтобы голода никогда не было. Если на подоле свадебных рубах — пожелать молодым большой полной семьи. Знак плодородия можно встретить на древних культовых статуэтках, изображающих молодых беременных женщин, который помещался там, где находится ребенок у будущей матери. Почти все мезенские орнаменты так или иначе связаны с темой плодородия, изобилия. Во множестве и разнообразии изображены в них распаханные поля, семена, корни, цветки, плоды. Орнамент может строиться в два ряда и тогда элементы в нем располагаются в шахматном порядке. Важным символом был ромб, наделенный множеством значений. Чаще всего ромб являлся символом плодородия, возрождения жизни, а цепочка из ромбов означала родовое древо жизни. На одной из мезенских прялок удалось рассмотреть полустертое изображение именно такого уникального древа.

Узоры в прямой клетке
Геометрический орнамент получил широкое распространение в народном искусстве. Особенно часто его можно встретить у ткачих и вышивальщиц. Основу орнамента составляют ромбы, квадраты, кресты и свастические изображения. Ромбо-точечный орнамент у земледельческих народов является символом плодородия.

Простые элементы
Ни одна роспись не обходится без изображения всевозможных зигзагообразных и спиральных форм. Особенно часто они встречаются при изображении мирового дерева, или «древа жизни». Исследователи полагают, что спирали и зигзаги есть не что иное, как изображение змей, всегда присутствующих в подобных сюжетах.

Узоры в косой клетке

Мотив птицы, приносящей добрую весть или подарок, — широко распространен в народном искусстве. Птицу на вершине дерева часто можно встретить на мезенских берестяных туесах. Птица, пожалуй, самый излюбленный мотив народных мастеров. Кроме того, у северных крестьян в обычае вешать деревянных птиц из щепы в красном углу избы. Это пережиток того же мотива — «птица на дереве», так как с красным углом дома связывали почитаемое дерево.

Довольно часто встречается на мезенских прялках изображение нескольких деревьев или одиноко стоящего дерева, нередко ели. Особый интерес представляет композиция из трех деревьев: два одинаковых дерева располагаются симметрично по отношению к центральному дереву, выделяющемуся относительно большим размером. О том, что подобный сюжет не случаен на мезенских прялках, свидетельствует факт, что тот же сюжет имеет место в росписи старинной мебели в мезенских домах.

К числу самых распространенных и любимых образов, чаще всего изображаемых мезенскими мастерами, следует отнести изображение коней и оленей. Кони мезенских росписей в большей мере, чем изображения коней в других крестьянских росписях, отстоят от реального прототипа. Большинство из них имело красно-оранжевую окраску, несвойственную, как известно, лошадям. Туловище черного коня нередко покрывалось сплошным решетчатым узором, еще больше подчеркивающим его необычное происхождение. Противоестественно длинные и тонкие ноги лошадей завершались на концах изображением перьев, подобных тем, которые рисовались у птиц.

Часто кони изображались не следующими друг за другом, а противостоящими друг другу. Иногда на вздыбленных лошадях были нарисованы борющиеся друг с другом всадники. О том, что изображаемые на прялках кони неземного происхождения, свидетельствуют также многочисленные солярные знаки, помещенные рисовальщиками над гривами и возле ног коней.

Изображения фигур животных очень схожи между собой. Все отличие оленей от лошадей заключается в том, что вместо гривы у них за спиной такими же черными штрихами рисуются разветвленные рога. Дети копируют предложенное изображение оленя или коня. Каждое последующее изображение животного отличается от предыдущего появлением дополнительных деталей.

Мезенская роспись - одна из наиболее древних русских художественных промыслов. Ею народные художники украшали большинство предметов быта, которые сопровождали человека от рождения и до глубокой старости, принося в жизнь радость и красоту.

Она занимала большое место в оформлении фасадов и интерьеров изб. Как и большинство других народных промыслов, свое название эта роспись получила от местности, в которой зародилась. Река Мезень находится в Архангельской области, между двумя самыми крупными реками Северной Европы, Северной Двиной и Печорой, на границе тайги и тундры.

]]>
]]>
]]>

Мезенской эту роспись назвали потому, что ее родиной считается село Палащелье, расположенное на берегу реки Мезени, которое как центр росписи по дереву впервые упоминается в 1906. Поэтому в энциклопедиях и различных книгах по изобразительному искусству можно встретить второе название мезенской росписи - Палащельская. В самой же Мезени росписью не занимались.

Прежде всего мезенская роспись - это свой самобытный орнамент. Этот орнамент притягивает и завораживает, несмотря на свою кажущуюся простоту. А предметы, расписанные мезенской росписью, как будто светятся изнутри, источая добро и мудрость предков. Каждая деталь орнамента мезенской росписи глубоко символична. Каждый квадратик и ромбик, листик и веточка, зверь или птица - находятся именно в том месте, где они и должны быть, чтобы рассказать нам рассказ леса, ветра, земли и неба, мысли художника и древние образы северных славян.

Символы зверей, птиц, плодородия, урожая, огня, неба, других стихий идут ещё с наскальных рисунков и являются видом древнего письма, передающем традиции народов Севера России. Так, например изображение коня в традиции народов, издревле населявших эту местность, символизирует восход солнца, а изображение утки - это порядок вещей, она уносит солнце в подводный мир до рассвета и хранит его там.

Традиционно предметы, расписанные мезенской росписью, имеют только два цвета - красный и чёрный (сажа и охра, позднее сурик). Роспись наносилась на негрунтованное дерево специальной деревянной палочкой (тиской), пером глухаря или тетерева, кисточкой из человеческого волоса. Затем изделие олифилось, что придавало ему золотистый цвет. В настоящее время в целом технология и техника мезенской росписи сохранились, за исключением разве что того, что чаще стали применяться кисти.

Символика узора

Истоки символов мезенской росписи прежде всего лежат в мифологическом мировоззрении народов древнего севера. К примеру, часто встречающаяся многоярусность говорит о следовании шаманской традиции. Три яруса - три мира (нижний, средний и верхний или подземный, наземный и небесный). Это основа шаманского мировоззрения многих народов севера. В мезенской росписи нижний и средний ярусы заполняют олени и кони. Верхний ярус - птицы. Вереницы чёрных и красных коней в ярусах, возможно, также означают миры мёртвых и живых. Размещённые вокруг коней и оленей многочисленные солярные знаки подчёркивают их неземное происхождение. Образ коня у народов русского севера это ещё и оберег (конь на крыше), а также символ солнца, плодородия, источник жизненных благ.

Ярусы разделены горизонтальными полосами, заполненными повторяющимся узором. Элементы таких узоров, а также некоторые другие, часто встречающиеся элементы мезенской росписи на рисунках ниже.

]]>

Земля. Прямая линия может означать и небесную, и земную твердь, но пусть вас не смущает эта двузначность. По расположению в композиции (верх — низ) вы всегда сможете правильно определить их значение. Во многих мифах о создании мира первый человек был сотворен из праха земного, грязи, глины. Материнство и защита, символ плодородия и хлеба насущного — вот что такое земля для человека. Графически земля часто изображается квадратом.

Вода. Не менее интересно небесное оформление. Небесные воды хранятся в нависших облаках или проливаются на землю косыми дождями, причем дожди могут быть с ветром, с градом. Орнаменты в косой полосе более всего отражают такие картины природных явлений.

Волнистые линии водной стихии во множестве присутствуют в мезенских орнаментах. Они непременно сопровождают все прямые линии орнаментов, а также являются постоянными атрибутами водоплавающих птиц.

]]> ]]>

Ветер, воздух. Многочисленные короткие штрихи во множестве разбросанные в мезенской росписи по орнаментам или рядом с главными персонажами — скорее всего означают воздух, ветер — один из первоэлементов природы. Поэтический образ ожившего духа, чье воздействие можно увидеть и услышать, но который сам остается невидимым.

Кроме духовного аспекта этого символа, конкретные ветры часто трактуются как неистовые и непредсказуемые силы. Считалось, что демоны летают на яростных ветрах, несущих зло и болезни. Как и любая другая стихия, ветер может нести разрушение, но он также необходим людям как могучая творческая сила. Недаром мезенские мастера любят изображать обузданные стихии. Штрихи ветра у них часто “нанизаны” на скрещенные прямые линии, что очень походит на ветряную мельницу (“Пойманный ветер”, — говорят дети).

]]> ]]>

Огонь. Божественная энергия, очищение, откровение, преображение, вдохновение, честолюбие, искушение, страсть, — сильный и активный элемент, символизирующий как созидательные, так и разрушительные силы. Древние считали огонь живым существом, которое питается, растет, умирает, а затем вновь рождается — признаки, позволяющие предположить, что огонь — земное воплощение солнца, поэтому он во многом разделил солнечную символику. В изобразительном плане все, что стремится к кругу, напоминает нам солнце, огонь. Как полагает академик Б. Рыбаков, мотив спирали возник в мифологии земледельческих племен как символическое движение солнечного светила по небесному своду. В мезенской росписи спирали разбросаны повсюду: они заключены в рамки многочисленных орнаментов и в изобилии вьются вокруг небесных коней и оленей.

Спираль сама по себе несет и другие символические значения. Спиральные формы встречаются в природе очень часто, начиная от галактик и до водоворотов и смерчей, от раковин моллюсков и до рисунков на человеческих пальцах. В искусстве спираль — один из самых распространенных декоративных узоров. Многозначность символов в спиральных узорах велика, а применение их скорее непроизвольное, чем осознанное. Сжатая спиральная пружина — символ скрытой силы, клубок энергии. Спираль, сочетающая в себе форму круга и импульс движения, также является символом времени, циклических ритмов сезонов года. Двойные спирали символизируют равновесие противоположностей, гармонию (как даосский знак “инь-ян”). Противоположные силы, наглядно присутствующие в водоворотах, смерчах и языках пламени, напоминают о восходящей, нисходящей или вращающейся энергии (“коловорот”), которая управляет Космосом. Восходящая спираль — мужской знак, нисходящая — женский, что делает двойную спираль еще и символом плодовитости и деторождения.

]]> ]]>

Интересны и красивы древние знаки плодородия — символы изобилия.

Где их только не помещали, и везде они были к месту! Если жиковину (накладку на замочную скважину) такой формы повесить на двери амбара — это значит пожелать, чтобы он был полон добра. Если изобразить знак изобилия на дне ложки, значит, пожелать чтобы голода никогда не было. Если на подоле свадебных рубах — пожелать молодым большой полной семьи. Знак плодородия можно встретить на древних культовых статуэтках, изображающих молодых беременных женщин, который помещался там, где находится ребенок у будущей матери. Почти все мезенские орнаменты так или иначе связаны с темой плодородия, изобилия. Во множестве и разнообразии изображены в них распаханные поля, семена, корни, цветки, плоды. Орнамент может строиться в два ряда и тогда элементы в нем располагаются в шахматном порядке. Важным символом был ромб, наделенный множеством значений. Чаще всего ромб являлся символом плодородия, возрождения жизни, а цепочка из ромбов означала родовое древо жизни. На одной из мезенских прялок удалось рассмотреть полустертое изображение именно такого уникального древа.

]]> ]]>

Узоры в прямой клетке

Геометрический орнамент получил широкое распространение в народном искусстве. Особенно часто его можно встретить у ткачих и вышивальщиц. Основу орнамента составляют ромбы, квадраты, кресты и свастические изображения. Ромбо-точечный орнамент у земледельческих народов является символом плодородия.

]]>

]]>

Простые элементы

Ни одна роспись не обходится без изображения всевозможных зигзагообразных и спиральных форм. Особенно часто они встречаются при изображении мирового дерева, или «древа жизни». Исследователи полагают, что спирали и зигзаги есть не что иное, как изображение змей, всегда присутствующих в подобных сюжетах.

]]>
]]>

Узоры в косой клетке

]]>
]]>

Ленточный орнамент

]]>
]]>

Декоративное изображение птиц в традиционной мезенской росписи

Мотив птицы, приносящей добрую весть или подарок, — широко распространен в народном искусстве. Птицу на вершине дерева часто можно встретить на мезенских берестяных туесах. Птица, пожалуй, самый излюбленный мотив народных мастеров. Кроме того, у северных крестьян в обычае вешать деревянных птиц из щепы в красном углу избы. Это пережиток того же мотива — «птица на дереве», так как с красным углом дома связывали почитаемое дерево.

]]>
]]>

Декоративное изображение деревьев и цветов в традиционной мезенской росписи

Довольно часто встречается на мезенских прялках изображение нескольких деревьев или одиноко стоящего дерева, нередко ели. Особый интерес представляет композиция из трех деревьев: два одинаковых дерева располагаются симметрично по отношению к центральному дереву, выделяющемуся относительно большим размером. О том, что подобный сюжет не случаен на мезенских прялках, свидетельствует факт, что тот же сюжет имеет место в росписи старинной мебели в мезенских домах.

]]>
]]>

Декоративное изображение животных в традиционной мезенской росписи

К числу самых распространенных и любимых образов, чаще всего изображаемых мезенскими мастерами, следует отнести изображение коней и оленей. Кони мезенских росписей в большей мере, чем изображения коней в других крестьянских росписях, отстоят от реального прототипа. Большинство из них имело красно-оранжевую окраску, несвойственную, как известно, лошадям. Туловище черного коня нередко покрывалось сплошным решетчатым узором, еще больше подчеркивающим его необычное происхождение. Противоестественно длинные и тонкие ноги лошадей завершались на концах изображением перьев, подобных тем, которые рисовались у птиц.

Часто кони изображались не следующими друг за другом, а противостоящими друг другу. Иногда на вздыбленных лошадях были нарисованы борющиеся друг с другом всадники. О том, что изображаемые на прялках кони неземного происхождения, свидетельствуют также многочисленные солярные знаки, помещенные рисовальщиками над гривами и возле ног коней.

]]>

]]> ]]>

Деревенька Палащелье, которая расположилась на живописном берегу реки Мезень, определила название целого направления в

декоративном русском искусстве. В некоторых печатных изданиях можно увидеть другое название этой росписи — Палащельская. Художественная роспись по дереву — мезенская роспись поражает самобытными орнаментами и непосредственными рисунками.

Большую популярность промысел приобрел в 19 веке. Короба и прялки от реки Мезень распространились по Пинеге и Онеге. Мезенская роспись — это Начало берет во времена славянских племен.

Мезенская роспись. Обсуждение первоистоков

Что породило такую роспись, неизвестно. Некоторые историки говорят, что мезенская роспись родом из Коми, другие считают, что первоисточником были древние греки со своими рисунками. В настоящее время это трудно установить, так как со времен ее возникновения прошли сотни лет. Широкое признание искусство получило с начала 1904 года. находил в росписи элементы скифской культуры. Наскальные рисунки Заонежья увидела в ней Жегалова С.К.

Приобщение детей к народному ремеслу

Знакомство детей дошкольного возраста с мезенским промыслом — это приобщение к культуре и быту северных народов. При нанесении узоров и орнаментов росписи развивается детский художественный вкус, обогащается словарный запас названиями орнамента: ромб, завиток, зигзаг, спираль, контур и т. д. Дети учатся рисовать простые геометрические фигуры, животных.

С одной стороны рисунки орнамента, особенно животные, выполнены вычурно и абстрактно. Дошкольники любят копировать предложенные учителем рисунки оленя или коня. Каждое изображение отличается от другого появлением дополнительных элементов. Они настолько притягательны и понятны, что дети с удовольствием их повторяют. Это лишний раз подтверждает то, что эта роспись зарождалась как наскальная.

Мезенская прялка

Прялки — изделия мезенских мастеров, которые первыми в древние времена были удостоены росписи. Уникальность их состояла не только в изысканности рисунка, но и в форме. Они изготавливались из цельного куска дерева, и днищем их служил корень.

Лицо каждой прялки расписывалось одинаково: верхняя часть изображала небо, средняя — землю, а нижняя — подземное царство. На небе должны были быть птицы и окно для общения с высшими силами. Обязательными элементами были олени, лошади, и дерево с птицей. В последнем ряду также были изображены лошади и олени, но они были черные. На оборотной стороне прялки могла быть надпись, например, посвященная любимому человеку, если прялка была подарком мужа жене. Прялка также была и необходимым атрибутом каждой северной девушки. Когда собирались девичьи посиделки, то каждая ставила свою прялку так, чтобы было видно ее лицо, которое было расписано индивидуально. Кода девушка выходила замуж и переезжала жить к мужу, прялка следовала за ней и называлась собойная. Прялка в доме была на особом положении и к ней относились с почетом и благоговением.

Техника нанесения росписи

В те далекие времена исключительно мужское население занималось таким престижным ремеслом, как мезенская роспись. Традиция состояла в том, чтобы передавать его по наследству. В мезенской росписи всегда присутствовало два цвета: красный и черный. Первые мезенские рисунки писались красной глиной и черной сажей, которые растворялись в смоле лиственницы. Писались рисунки деревянной палочкой, или кисточкой, сделанной из человеческих волос. Узор наносили на необработанную древесину, потом изделие покрывали олифой, и от этого дерево становилось золотистым.

С тех пор техника нанесения мезенской росписи не изменилась за исключением орудия нанесения рисунков. В настоящее время преимущество отдается кисти.

Орнамент был не произвольным, а символическим. Толкование некоторых символов уже утрачено, но техника сохранилась та же. Все элементы орнамента статичны и только благодаря тому, что они неоднократно повторяются, в рисунке появляется динамика и движение.

Мезенская роспись, символика, элементы орнамента

Символы своими корням уходят в мифологию и отображают культуру и народов Севера. Для рисунков характерна многоярусная узорчатость, что указывает на шаманское происхождение.

Три уровня символизируют три мира: небо, земля и подземелье. На нижнем и среднем уровнях располагаются животные: лошади, олени. Верхний уровень, небесный, заполняют птицами. Животные рисуются в красных и черных тонах, что можно также толковать как сочетание живого и мертвого миров. Конь у народов севера на особом положении и имеет значение оберега. Он символизирует жизненное начало и является также источником благополучия. Каждый уровень отделяется полосой, которая состоит из повторяющихся рисунков.

Земля на рисунках обозначается прямой линией. Если она расположена внизу, то это земная твердь, если вверху, то небесная. Земля в мезенской росписи имеет большое значение, так как это плодородие, защита, материнский оберег. Графическое изображение земли на рисунках - квадрат.

Вода на рисунке может обозначаться косыми линиями. Она имеет несколько значений. Небесная вода, которая орошает землю в качестве дождей. Это живительная влага может быть с градом. Может изображаться находиться рядом с прямой линией или возле

Ветер. Мелкие короткие линии, сопровождающие орнамент, обозначают ветер или свежий воздух. Этот элемент связан с мистикой и имеет Божественное начало. Это то, что существует, но невидимо и неосязаемо. Кроме божественного значения, этот символ может обозначать и демонические образы и представлять разрушительную силу. Как и всякий ветер, он может быть легким и приятным, а может нести ярость и разрушение, но без него невозможно земное существование. Это творческое начало. Мезенская роспись изображает ветер как покоренную стихию в виде черточек на скрещенных линиях. Эта композиция похожа на

Значение символа "спираль"

По мнению академика Б. Рабакова, спираль в мезенской росписи относится к мифологии. Это солнце, которое движется по орбите. Мезенская роспись изобилует множеством спиралей, которые присутствуют по всему рисунку. Они везде: крутятся возле животных и присутствуют в орнаменте. Спираль может обозначать не только солнце, а также смерчи, водовороты и является самым распространенным элементом декора. Спирали бывают разные. Если спираль сжата,

она обозначает энергетический клубок. Приближенная к кругу символизирует цикличность смены времен года. Сочетание женской и мужской энергии обозначает спираль двойная. Спираль, стремящаяся вверх, соответствует мужской энергетике, стремящаяся вниз — женской. Двойственность спирали может еще обозначать деторождение.

Элементы, символизирующие процветание в росписи мезенских умельцев

Символика и элементы мезенской росписи, которые символизировали процветание, изображали повсюду, желая себе добра. Их располагали на посуде, что предвещало никогда не голодать, на свадебных нарядах, что означало быть плодовитой и иметь полную семью. Вообще вся мезенская роспись посвящена изобилию. Это выражается в изображениях цветов, плодов, семян. Иногда применялось двухрядье, где символы располагались в порядке клеток шахматной доски. Ромб как символ изобилия часто располагался в виде непрерывной цепи, что указывало на дерево жизни.

Значение символа «птицы»

Птица — популярный знак, который означает дары и предвестника хороших новостей, особенно если она сидит на верхушке дерева. Птица, пожалуй, самый распространенный символ, который используется в рисунках народных умельцев. Северные народы имеют традицию размещать птиц из дерева в углу своей избы, который должен быть непременно красным (предполагает воображаемое дерево). Лебеди, гуси, уточки обозначали умерших предков, которые оберегают и помогают живым родственникам в тяжелую минуту.

Животные в символике

К числу самых распространенных символов в мезенской росписи относятся изображения животных, таких как олени и лошади. Причем в мезенской росписи кони имеют необычную окраску, не свойственную этим животным. Их мастера раскрашивали в красные и оранжевые цвета. Иногда они заштриховывались решетками. Вместо копыт часто рисовали вычурные перья. Ноги лошадей были неестественно тонкие и длинные.

В рисунках коней принято располагать напротив друг друга часто с воюющими наездниками. Вокруг животных часто изображались солярные символы.

Искусство декорирования красками

Мезенская роспись — декоративно-прикладное искусство. Помимо прялок, мезенская роспись применялась для украшения домашней утвари (коробов, прялок, шкатулок, лукошек, сундуков, ковшей, чашек, ложек, решет). Мезенские изделия расписывались в весеннюю пору. Изготовление их для продажи было большим подспорьем в каждом хозяйстве. Коробья в конце 19-начала 20 века расписывали в отличие от прялок крупными розетками, состоящими из овалов и кружков. Наклонными полосами украшали обручи.

Мезенские изделия и в наши дни высоко ценятся любителями народного творчества. Искусство росписи мастеру деревни Селище Ивану Фатьянову передал по наследству его отец. Он искусно расписывал лукошки и с успехом их продавал. Самой древней русской династией мастеров росписи были Аксеновы. Известны также своим ремеслом Федотовы, Новиковы, Шишкины, Кузьмины. Самым выдающимся мастером-художником, роспись которого никого не оставляла равнодушным, потому что всю душу он вкладывал в свое дело, был Федотов Василий Климентьевич, которого односельчане называли Вася Климович.

Современные ученые, изучающие мезенские изделия, считают роспись на них аграрной. На это указывают многочисленные прямоугольники, которые символизируют вспаханные пашни. В таких животных, как «уточка» и конь, узнаются символы заката и восхода. У северных народов эти животные всегда ассоциировались с солнцем: утицы-солоницы, конь-огонь.

Мезенские изделия содержат в рисунках изображение «курочки», которыми также украшали крыши домов наряду с конями. “Курицы и конь на крыше - в доме тише”, — известная славянская поговорка.

Палащельская роспись в наши дни

Сейчас на Севере в таких городах, как Архангельск и Северодвинск, изготавливаются множество сувениров в стиле мезенской росписи.

Современная мезенская роспись несколько отличается от древней. Она стала не такой графичной. Она мягче. Это происходит потому, что поменялся инструмент, которым выполняется рисунок - перья сменили кисти. Мезенская роспись в наши дни приобретает другой смысл. Сейчас используются только символы и образы, которые не так красноречиво рассказывают о жизни северных народов.