Станция "парк культуры" сокольническая линия. История строительства метро Станция маяковская

История возникновения и развития метрополитена насчитывает более 150 лет. Как вид транспорта на сегодня он является основным в любом мегаполисе. Это самый удобный способ передвижения людей за самое короткое время на большие расстояния.

Какая самая глубокая станция метро в Москве, мире? О их особенностях, местоположении и прочую информацию можно узнать в данной статье.

Чем хорош этот вид транспорта? Тем, что подземные тоннели дают возможность развивать довольно большую скорость движения поездам, не опасаясь никаких препятствий на пути. При этом заглубленность станций под землю имеет преимущества, позволяющие эксплуатировать поезда максимально эффективно.

Самая глубокая станция метро в Москве: фото, общая информация

Изумительный московский метрополитен поражает многих иностранцев не только своим великолепием и красотой отделки подземных вестибюлей, но и глубиной их заложения.

Глубочайшая станция метрополитена г. Москвы – «Парк Победы» в составе линии Арбатско-Покровской.

Вообще, строительство этой станции было начато еще в 1988 году, но из-за отсутствия финансирования в 1992 году строительство объекта было прекращено. Последующая волна строительства объекта началась лишь в 2001 году, и закончилось оно в мае 2003 года. В общей сложности строительство велось 13 лет, но непосредственно на все работы было затрачено 3 года.

Ее открытие состоялось сравнительно недавно – в 2003 году.

Вестибюль подземный расположен на глубине 84 м. Станция является 2-ой по глубине (первая- «Адмиралтейская» в г. Санкт-Петербург) в России.

Оформлена она по тематике войны 1812-го года и ВО войны 1941-45 годов.
Основная облицовка зала – черные и серые мраморные плиты.

По своей конструкции станция – трехсводчатая глубокого заложения, пилонная.

«Парк Победы» был построен с использованием самых передовых технологий по индивидуальному проекту. Архитекторы Н.В. Шурыгин и Н.И. Шумаков – авторы данного проекта. А название свое станция получила по названию парка, расположенного вблизи.

Местоположение – район Дорогомилово (территория Западного административного округа Москвы). Из станции выход идет на улицы Барклая и Генерала Ермолова.

Глубочайшая станция мира

Мы узнали, какая самая глубокая станция метро в Москве. В мире признана самой глубокой киевская «Арсенальная», входящая в Святошинско-Броварскую линию и расположенная на глубине 105 метров от поверхности земли под одним из центральных участков города Киева. С 1960 года, когда была построена данная станция, рекорд глубины заложения метрополитена до сих пор не побит.

Ежедневный поток пассажиров на станции составляет около 26 тыс. чел. В первое время после постройки ею преимущественно пользовались труженики киевского завода «Арсенал» (откуда и пошло название станции). Сейчас он уже закрыт, а в бывших его цехах разместился современный арт-центр.

«Парк Победы»: размеры, особенности

Чтобы легче было представить глубину сооружения, сравним ее с высотой жилых построек. Самая глубокая станция метро в Москве составляет глубину, равную высоте 27-этажного дома.

Длинные экалаторы поднимают пассажиров на высоту более 64 метров, а длина их движущегося полотна (видимая) – около 126 метров.

С учетом скорости подъема эскалатора (около 0,75 м/с), подъем на нем занимает примерно 168 сек. (почти 3 минуты).

Описание станции

Самая глубокая и прекрасная станция метро в Москве имеет два великолепных панно на военную тематику, расположенных в торцах зала станции (автор – известный скульптор З. К. Церетели).

В связи с тем, что оба зала строились одновременно, они имеют практически одинаковую декорацию. Различие присутствует лишь в оттенках отделочного мрамора: в одном зале пилоны имеют облицовку коричневым камнем, а стены – белым, а в другом наоборот (коричневые стены и белые пилоны). И пол у них отличается: серо-красный в северном зале, и серо-черный – в южном. В оформлении использованы известняк, гранит и мрамор (шлифованные).

По тематике именно северный зал посвящен 1941-45 годов Отечественной войне, а южный – войне 1812 года.

Сообщение между этими двумя залами осуществляется с помощью 2-х переходов в центре.

Станция также оснащена 2-мя самыми длинными эскалаторами: один ведет в аванзал, другой к подземному переходу, который ведет к улице генерала Ермолова и ул. Барклая, а также к «Поклонной Горе» (к знаменитому мемориальному комплексу).

Следует отметить, что выйти в город можно лишь из южного зала, потому что в северном имеется глухой торец, облицованный мрамором серого и черного цвета. Но здесь планируется сооружение 2-го выхода.

Основные 2 зала в самом центре соединены между собой мостиками лестничными. Выход со станции в город проходит через переходы, находящиеся под Кутузовским проспектом. Здесь оборудованы и съезды для ночной стоянки метропоездов.

Эта станция на сегодня является самым дорогостоящим проектом метрополитена столицы России.

Богатые великолепные потолочные светильники аванзала размещены в углублениях (в виде чаш) потолка. Причем оба зала оформлены в красивой золотисто-коричневой гамме. Все это завораживает и выглядит очень красиво и оригинально.

Станцию эту можно отнести к самым великолепным станциям метро г. Москвы.

Список глубоких станций Москвы

Самая глубокая станция метро в Москве до «Парка Победы» была «Тимирязевская». Глубина ее составляет 63,5 м.

1. «Чеховская» (глуб. 62 метра);
2. «Дубровка» (62 метра);
3. «Петровско-Разумовская» (гл.61 метр);
4. «Трубная» (60 метров).

В заключение топ 8-и самых глубоких мировых станций

По глубине заложения от самой поверхности земли список станций выглядит примерно следующим образом:
1. Станция «Арсенальная» (г. Киев – 105м.);
2. Станция «Адмиралтейская» (г. Санкт-Петербург – 102 м.);
3. «Парк Победы» (красивая и самая глубокая станция метро в Москве);
4. «Комендантский проспект» (г. Санкт-Петербурге – 78 м.);
5. «Чернышевская» (Санкт-Петербург – 74 м.);
6. «Площадь Ленина» (г.Санкт-Петербург – 72 м.);
7. «Puhung station» (Корея);
8. «Washington Park» (штат Орегона).

Таким образом, большей частью самые глубокие станции мира расположены в городах России, в основном в Санкт-Петербурге. Но они все выгодно отличаются не только глубиной заложения, но и неповторимой красотой и оригинальностью. Кроме всего, каждая станция имеет свою уникальную историю.

Когда в Москве задумали строительство второй очереди метрополитена - от «Площади Свердлова» (ныне «Театральной») до «Сокола» международная обстановка уже отчетливо становилась предвоенной. Руководство страны и города решило делать станции глубокого залегания. Всякий знакомый с самыми древними станциями вспомнит, что на большую часть из них можно попасть по лестнице. А поездкой на прославленных самоходных «лестницах-чудесницах» в год открытия метро можно было только на «Красных воротах», «Дзержинской» («Лубянке») и «Киевской». История показала правоту руководства. В 1941 году одна германская авиабомба пробила мелкий тоннель между «Арбатской» и «Смоленской».
Конечно многие станции метрополитена Сталинской эпохи не транспортные сооружения, а мраморные дворцы, должные вызывать у советских людей веру в пришествие коммунизма. Но «Маяковская» (по первоначальному плану «Триумфальная площадь») была сразу задумана, как особенный шедевр. Глубокая, 33 метра, она стала какой-то особенно «небесной». По проекту архитектора Алексея Душкина своды станции держались на колоннах, отделанных рифленой нержавеющей сталью. Эти стальные полосы были изготовлены, между прочим, на заводе «Дирижабльстрой» и изначально предназначались для неба, а не для подземелья. Но главным украшением сделались мозаичные плафоны из смальты со специальной подсветкой. Они были по эскизам замечательного художника Александра Дейнеки и объединены темой «Сутки советского неба» - самолеты, дирижабли, парашютисты. Своего рода маленькое чудо - спускаешься под землю и видишь самолеты в облачках.
«Маяковская» вместе со всей веткой была открыта 11 сентября 1938 года и поразила не только простых граждан. На следующий год Душкин получил гран-при в оформительской номинации на Международной выставке всяких достижений в Нью-Йорке.
Лишь одно удивляло дотошных пассажиров - москвичей и гостей столицы. Небесная красота, мраморные полы, чистота. Но какая в оформлении художественная связь с известным поэтом, кроме названия станции на стене? Когда в 30-е после получения известного письма хитроумной Лили Брик Сталин назвал Маяковского «талантливейшим поэтом нашей эпохи», власти Москвы поспешили на это отреагировать тем, что Гендриков переулок, где Владимир Владимирович жил, переименовали в переулок Маяковского, а Триумфальную площадь - в площадь того же автора. Почему именно ее? В Театре Сатиры шли пьесы Маяковского, а сам он неоднократно проходил и проезжал по этому месту. Но вот художественное отражение наступило лишь в 1958 году, когда скульптор Александр Кибальников создал статую поэта, которую установили на площади, и бюст, который установили у торцовой стены станции метро.
Станция «Маяковская» больше всего прославилась в 1941 году. С началом авианалетов ее использовали, как бомбоубежище. А позже - иногда, как госпиталь, иногда, как детский сад. Конечно это было надежно - такую глубину и атомной бомбой не пробьешь. Но не очень удобно. Потому что при массовом спуске людей эскалаторы отключали. А они солидной длины. Да и поезда продолжали ходить. Пассажирам порой приходилось лавировать между раскладушками. Так что наиболее вероятной версией таких акций служит показушная. Зато какие снимки получались для публикации в прессе союзников!
Самым знаменитым днем в истории «Маяковской» стало 6 ноября 1941 года. С утра ее закрыли для входа и выхода, а через некоторое время и вся Замоскворецкая линия оказалась действующей лишь для спецпоездов. На платформе были установлены стулья, у торца сделана трибуна и стол для президиума. В фойе разместили гардероб. В вагонах стоящего поезда - буфеты и даже гримуборные для артистов. Они выступали после знаменитого торжественного заседания Моссовета и МГК партии. Прославленнее этого события лишь парад на Красной площади на следующий день. В 19:00 на поезде на заседание прибыл Сталин и другие вожди страны. До сих пор историки расходятся во мнении - с какой стороны? По наиболее распространенной версии, он доехал на машине до станции «Белорусский вокзал», по наиболее таинственной версии - по секретной линии «Метро 2» то ли от «Кировской», где находился бункер Генштаба, то ли прямо со своей дачи в Кунцево.
Трудно сказать, какие еще станции метро в мире удостаивались чести быть местом исторических событий.

Павел Кузьменко

Как много скрыто от наших глаз в глубинах истории. И кажется, что невозможно в полной мере осознать те или иные события, ощутить дух эпохи и проникнуться до глубины души важностью, величественностью, загадочностью или противоречивостью событий.

Московское метро – один из многочисленных культурных объектов нашей страны. Этот транспортный узел перевозит ежедневно миллионы людей и в суете столичных будней мы совсем забыли, а многие даже никогда не знали о том, что любая станция метро, подобно человеку, растет и развивается, участвует в конкурсах и принимает гостей, у каждой станции столичной подземки своя история, своя биография.

В своей работе я попыталась изучить историю станции метро Маяковская в период Великой Отечественной войны и потом возникла идея сравнить ее с современным видом станции. После изучения материала я поняла, что не только сейчас, но и 65 лет эта станция играла очень важную роль. И если сейчас пассажирам на станции бывает дискомфортно от большого количества народа, то в военные годы людей заботили куда более серьезные вещи, а именно их жизнь и жизнь их близких.

Я постаралась передать ту связь эпох, которая вызывает самые положительные и яркие эмоции, постаралась чтобы все кто читал мою работу смогли сквозь времена полюбоваться станцией метро Маяковская, увидеть какой она была раньше, и которой москвичи очень многим обязаны.

Цель: Создание образа станции метро Маяковская как носителя эмоциональной и исторической памяти.

Задачи:
1. Изучить историю станции метро Маяковская
2. Соотнести два периода существования станции метро Маяковская
3. Визуализировать полученные результаты

Методы:
1. Работа с литературой
2. Анализ
3. Сравнение
4. Фотосъемка
5. Фотомонтаж

Станция метро "Маяковская"

Московский метрополитен сегодня - это 177 станций на 12 линиях, общей протяженностью 292,2 км, но из этого огромного количества станций хотелось бы выделить одну, открытую в составе второй очереди строительства Московского метрополитена 11 сентября 1938 года, названную в честь советского поэта Владимира Владимировича Маяковского,- станцию «Маяковская».

Почему именно она привлекла мое внимание? Потому что очень много событий в истории нашей Родины происходили на этой станцией. И я хотела показать, что забытые, ушедшие в прошлое моменты нашей истории, можно оживить и придать им новые краски.

«Маяковская» - станция Замоскворецкой линии московского метрополитена. Проектные названия станции - «Триумфальная площадь», «Площадь Маяковского», архитектором проекта был Алексей Николаевич Душкин. Маяковская стала первой в мире колонной станцией глубокого заложения. Свод станционного зала опирается на стальные колонны, покоящиеся на массивной железобетонной плите основания.

Конструкция подземного зала уникальна. Массивные пилоны заменены сравнительно тонкими колоннами, покрытыми рифленой нержавеющей сталью. Угловые части колонн на высоту человеческого роста выложены пластинами уральского камня «орлец» и садахлинского мраморовидного известняка. В оформлении вестибюля был использован светло-серый мрамор «уфалей» и шрошинский известняк из Грузии. Путевые стены станции облицованы мрамором «уфалей» (вверху) и диоритом (внизу). Пол выложен белым мрамором, серым и розовым гранитом. Свод центрального зала украшают овальные ниши, в которых размещены светильники и великолепные мозаичные панно из смальты, выполненные по эскизам Народного художника СССР Александра Александровича Дейнеки (1899-1969) на тему «Сутки страны Советов». Пол выложен белым мрамором и серым гранитом. Светильники находятся в 34-х овальных нишах свода центрального зала. При открытии станции было 35 колонных секций и 35 мозаик в куполах-кессонах. Но при установке гермозатвора у существующего эскалатора, одна мозаика оказалась закрыта металлоконструкциями, другая мозаика, в противоположном торце станции, долгие годы была скрыта от пассажиров декоративной стенкой, за которой размещались служебные помещения. После открытия второго выхода станции «Маяковская», которое состоялось 2 сентября 2005 года, многие пассажиры могут впервые увидеть мозаику Александра Дейнеки «Красное Знамя», украшающую свод центрального зала станции. Теперь для служебных и технических нужд построены новые помещения, а мозаика вновь открыта для обозрения.

Подземная архитектура станции принадлежит к знаковым образцам «сталинской неоклассики», которая, благодаря гармоничному сочетанию авангардных конструкций с более традиционным декором, сближается здесь с международным «ар деко».

В 1938 году уникальный проект станции получил Гран-при на Международной выставке в Нью-Йорке. С 1980-х станция имеет статус памятника архитектуры. А в 2001 году станция была включена в список памятников истории и культуры местного значения как один из ценнейших архитектурных объектов города Москвы.

В конце 80-х станция получила статус Памятника архитектуры. В 2001 году Правительство Москвы приняло решение включить станцию «Маяковская» в список памятников истории и культуры местного значения.

Во время Великой Отечественной войны на станции «Маяковская» располагался командный пункт московского штаба ПВО. Отсюда была налажена связь со всеми районами города и с фронтом, велось руководство обороной столицы.

Станцию «Маяковскую» как наиболее просторную и хорошо защищенную от авиабомбовых атак (станция глубокого заложения – 8м) выбрали местом проведения торжественного заседания президиума Верховного Совета и Совнаркома СССР, посвященного 24-й годовщине Октябрьской революции.

6 ноября 1941 года станция метро «Маяковская» была закрыта для пассажиров. Поезда проносились мимо неё. На станции шла спешная работа. Платформа превращалась в зал. В противоположном от входа конце перрона были оборудованы сцена и трибуна. На платформе расставили стулья. Станция была ярко залита электрическим светом. В вестибюле расположили гардероб.

Когда на станции подходили к концу последние приготовления, около двух тысяч человек бережно клали в карманы пригласительные билеты на торжественное заседание Московского Совета. Место заседания указывалось устно: станция «Маяковская».

В 17 часов 6 ноября в Москве была объявлена воздушная тревога: 250 самолетов рвались к столице. Летчики и зенитчики не пропустили к городу ни одной вражеской машины. В 18.40 был дан отбой. А к семи часам участники заседания съезжались и сходились к темному подъезду.

Вход в метро не был освещен. Ручной фонарик милиционера на мгновение освещал билет, дверь открывалась – и посетителей встречали сияющие люстры, красный мрамор и нержавеющая сталь колонн, мозаика плафонов. В вагонах у платформы поместили буфет, где были чай, бутерброды и мандарины. В вагонах с занавешенными окнами переодевались артисты, был дан большой концерт.

На совещании присутствовали две тысячи человек. Сталин приехал на обычном поезде метро. В целях безопасности подали сразу четыре состава: два – на «Белорусскую» и два – на «Площадь Свердлова» (ныне «Театральная»). Никто не знал, на каком именно поезде поедет Сталин. Он приехал на машине на «Белорусскую» и отсюда в одном из приготовленных поездов прибыл на «Маяковскую». Большинство москвичей считало, что ни традиционного заседания Московского Совета, ни, тем более, парада на Красной площади не будет: нельзя сосредоточить массы людей, создать мишень для бомбежки.

Но 6 ноября 1941 года здесь на глубине восьми метров, по случаю 24-й годовщины Великой Октябрьской Социалистической Революции, на торжественном заседании Московского Совета депутатов трудящихся с партийными и общественными организациями города Москвы выступил с докладом Сталин, и снова были произнесены слова «Наше дело правое». Заседание транслировалось по радио, и вся страна слышала и знала: Москва стоит, в Москве праздник, народ Советского Союза не сломлен!

Станция также стала символом стойкости русского народа. Во время немецких авиа налетов она использовалась как бомбоубежище для сотен людей. Именно на этом полу проводили ночи, спали москвичи, спасаясь от бомбежек; здесь рождались дети, справлялись дни рождения, отмечались праздники. На станции Маяковская была организованна кухня и налажено питание, оказывалась медицинская помощь пострадавшим. По всей длине станции разместились спальные места. Сама фактура камня станции несет в себе глубину исторической памяти.

Также станцию «Маяковская» поистине можно назвать музыкальной, ведь её южный вестибюль станции встроен в здание концертного зала имени П.И.Чайковского. Всего у станции три наземных вестибюля.

Вот так одна станция метро за время своего существования смогла побывать госпиталем и убежищем, детским садом и школой, спальней и музыкальным классом, победителем международной выставки и памятником архитектуры, а также залом заседания Московского совета, на котором были произнесены слова, так необходимые москвичам. А небольшие усилия помогли нам воссоздать тот эмоциональный фон и атмосферу, царившую в те далекие времена.

В настоящее время на станции идут ремонтные работы, после реконструкционных работ мозаика "Красное Знамя" будет вновь открыта для обозрения. Реставрационные работы будут закончены в 2010 году, когда московский метрополитен отметит 75-летний юбилей.

Маяковский метрополитен относится к пятерке наиболее красивых станций метро в Москве. Его открытие произошло в сентябре 1938 года. Особенностью данного метрополитена является то, что он имеет колонную трехсводчатую конструкцию глубокого заложения. Свод залов станции расположен на стальных колоннах, установленных на основании, которое представляет собой железобетонную плиту. Станция «Маяковская» находится между Тверской и Белорусской станциями.

Шикарная внутренняя отдела станции

Подземный зал Маяковского метрополитена славится своей уникальностью и неповторимостью. В архитектуре станции присутствует легкость и изящество. Вместо массивных пилонов, которые можно увидеть в залах многочисленных станций, здесь установлены тонкие колонны, имеющие рельефное покрытие из нержавеющей стали.

Угловые колонны примерно на пару метров покрыты пластинами, для изготовления которых использовался «орлец» (уральский камень) и садахлинский мраморовидный известняк. При отделке вестибюля также использовался мрамор «уфалей» свело-серого цвета и грузинский известняк.

Для покрытия пола использовался гранит серого и розового цвета, с добавлением участков из мрамора белого цвета. Края перрона покрыты серым, но достаточно темным гранитом.

Украшения зала и сводов метро

Главным украшением свода, расположенном в центральном (первом) зале являются ниши овальной формы с размещенными вдоль них уникальными светильниками. Освещенные ниши создают иллюзию массивных люстр. Каждая из ниш оформлена оригинальным мозаичным панно из смальты, увидеть которое можно лишь находясь под нишей.

В сентябре 2005 года произошло открытие второго выхода на станции.

Архитектура этого выхода была направлена на то, чтобы не отходить от архитектуры уже ранее построенных залов и создать единый комплекс. Для отделки подземной части вестибюля использовались те же материалы, что и при отделке центрального зала. Для освещения зала использовались художественные светильники, изготовленные по индивидуальному заказу. В вестибюле нового зала установлен бюст Маяковского, изготовленный скульптором Кибальниковым. Здесь также присутствует мозаика. Что в первом зале, что во втором основной темой панно являлось небо. Находясь в зале, появляется ощущение небесного пространства.

В 1935 г. архитектор С. Кравец в качестве эксперимента создал проект станции глубокого заложения. Эту станцию уже начали строить, но инженеры не учли сложные геологические условия: свод станции начал покрываться трещинами. Тогда созвали комиссию, в которую вошел архитектор А. Душкин. Существенно изменив проект, он и стал новым архитектором этой станции. Впервые в станции глубокого заложения бетон внутренних опор был заменен металлом - и тяжелые пилоны превратились в изящные колонны. При участии авиаконструктора А. Путилина на заводе «Дирижаблестрой» были изготовлены арочные металлические элементы сложного профиля, которые значительно усиливали конструкцию.

Открыта «Маяковская» 11 сентября 1938 г. в составе второй очереди Московского метрополитена. Это трехсводчатая станция с двумя рядами колонн. Каждый свод эллипсовидный в сечении - так же, как и арки. В своде центрального нефа - 34 овальные ниши, внутри которых находятся лампы освещения и мозаичные панно из смальты. Делались они по эскизам А. Дейнеки из цикла «Авиация». Колонны и арки покрыты нержавеющей сталью. В целом, станция, созданная в эпоху «сталинского ампира», воспринимается достаточно авангардной и может быть причислена к стилю ар-деко.

Одним из недостатков архитектурного оформления станции можно считать то, что мозаики расположены глубоко в нишах и заметны только тогда, когда стоишь под ними. Поэтому ниши в перспективе станции воспринимаются лишь как элементы освещения. Тем не менее, художественные и конструктивные достоинства «Маяковской» были оценены уже через год после постройки: в 1939 г. проект получает Гран-При на Всемирной выставке в Нью-Йорке. В годы войны станция служила бомбоубежищем, а 6 сентября 1941 г. здесь на заседании Московского съезда депутатов, которое транслировалось по радио, выступил Сталин.

Интересно, что изначально проект станции носил название «Триумфальная площадь», но в 1936 г. саму площадь переименовали в «Площадь Маяковского». Так и должна была называться эта станция, но в конечном итоге решили остановиться на более простом и кратком названии - «Маяковская».

Многие критики отмечали отсутствие темы поэта в мозаиках Дейнеки. Мозаичных панно, кстати, изначально было 35, но одно было утеряно из-за устройства в последующие годы гермозатвора. А бюст Владимира Маяковского работы скульптора А. Кибальникова появился в торце станции только после войны.

Станция имеет два наземных вестибюля. Один из них встроен в здание Концертного зала им. П.И. Чайковского и был открыт 11 сентября 1938 г. вместе со станцией. Второй вестибюль был открыт в 2005 г. Его авторами стали архитекторы Н. Шумаков и Г. Мун. Свод кассового зала украшен мозаиками художника И. Лубенкова на тему неба и строками из стихотворений Владимира Маяковского. Сюда же был перенесен и бюст поэта.

Со станцией связан один интересный факт: "Уважаемые пассажиры, будьте осторожны при выходе из последней двери последнего вагона". В Московском метрополитене это объявление звучит только в составах Замоскворецкой линии и только на станциях «Маяковская» и «Павелецкая». Дело в том, что длина платформы на этих станциях оказалась недостаточной для приёма восьмивагонных составов. В состав Замоскворецкой линии входят участки второй очереди строительства метро (1938 год), не приспособленных для восьмивагонных составов, которые появились в метро с ростом пассажиропотоков.

Когда составы на Замоскворецкой линии стали восьмивагонными, оказалось, что выход из последней двери последнего вагона на станциях «Маяковская» и «Павелецкая» не соответствует концу станции, а находится дальше. В этих местах удалось сделать только небольшое углубление в полметра шириной, фактически находящееся уже в тоннеле. Поэтому пассажирам, выходящим из последней двери последнего вагона на станциях «Павелецкая» и «Маяковская», следует быть особенно внимательными, чтобы не удариться при выходе о тюбинг тоннеля.