Изготовление лееров. Как сделать леерное ограждение? Разновидности канатных барьеров

Примерно на границе восемнадцатого - девятнадцатого веков в конструкции прусников достаточно широко стало применяться ограждение с металлическими стойками – леерное. На модели корабля изготовление такого ограждения технологически может быть гораздо проще, хотя аккуратности потребует не меньше, чем при изготовлении балюстрад.
Если количество стоек на корабле не очень велико, их можно изготовить по отдельности из тонкой, достаточно жёсткой, но не пружинистой, проволоки. Материал для неё выбирается исходя из желаемого внешнего вида модели. Хотя, как правило, обычно красивее смотрится корабль со стойками из цветного металла. Идеально в таком случае подходит жёсткая латунная или медная толщиной примерно 0,6 – 0,8 мм. Может подойти и встречающаяся в магазинах электро-инструментов омеднённая сварочная проволока приблизительно такой-же толщины. Если-же решено, что стойки ограждения модели будут просто чёрными, то можно взять и простую стальную проволоку нужных параметров.
Теперь изготавливаем сами стойки. Наиболее удобный инструмент для этой работы - тонкогубцы (или как их ещё иногда называют - длинногубцы) с рифлёными губками, скомбинированные с бокорезами. Два отдельных инструмента тоже, конечно, подойдут, но времени на работу потребуется больше - придётся постоянно менять в руке инструмент. У большинства таких длинногубцев кончики губок довольно толстые для такой мелкой работы, поэтому один из них необходимо заострить, обточив на болгарке или точиле.
На концах стоек, там где будет проходить леер – трос, служащий ограждением, загибаются небольшие крючки. Если сделать маленький крючок не удаётся, можно загнуть кусок подлиннее, приплющить его плоскогубцами, а затем простыми бокорезами скусить лишнее.
При работе удобнее всего отрезать достаточно длинный - сантиметров сорок - пятьдесят кусок проволоки и крючки загибать на его концах, а потом откусывать необходимой длины стойки. Нарезать проволоку следует с расчётом, что конец стойки длиной приблизительно, как минимум, 6 – 7 миллиметров вклеится в борт модели корабля.
Опыт показывает что жёсткая проволока очень плохо склеивается ПВА, и в дальнейшем не приклеившаяся стойка может или гулять по высоте или проворачиваться вокруг своей оси. Здесь не выручает даже использование специальных клёв для судомоделизма на основе растворителей, предназначенных, согласно аннотации, в числе прочего для склеивания металлов. В своём изначальном виде они довольно вязкие и не протекают внутрь отверстия, в которое будет вклеиваться стойка, а при разбавлении растворителем до нужной консистенции склейкатеряет прочность, и, кроме того, такой разведёнгный клей может оставлять белёсые пятна.
Что-бы избежать этого, на вклеиваемом конце стойки можно лёгкими нажатиями сделать несколько засечек теми-же кусачками, которыми Вы откусываете стойку, а затем покрыть этот кончик клеем Момент, и дать ему полностью высохнуть до того состояния, когда стойки не будут прилипать друг к другу. На это обычно требуется дня три, поэтому проделать эту операцию стоит заранее, что-бы не тормозить работу. Сушить стойки удобнее всего, зажав кончики с крючком в бельевых прищепках. Обработанная таким образом стойка обычно вклеивается в о тверстие в борту модели корабля достаточно надёжно даже при использовании простой ПВА.

Леерное ограждение из нержавеющей стали

Основная цель леерного ограждения – это защита человека от падения или попадания в зону, представляющую для него опасность.

Прилагательное «леерный» пришло в наш лексикон из морского судостроения, однако сейчас используется не только на кораблях и катерах.

В этой статье мы разберем разновидности и особенности данного класса ограждений.

Определение

Изначально слово «Леер» (leier) в переводе с голландского языка – натянутый трос, по концам закреплённый на элементах судовых конструкций (стойках, фальшбортах, комингсах и т. д.), употреблялось у иностранных моряков достаточно давно. Первое упоминание в русском языке относится к 1720 году и было вписано в «Устав Морской» в значении — канатный поручень. Отсюда и закрепилось первое определение леера — конструкция палубного ограждения.

В настоящее время в судостроении определение звучит так: съёмное или стационарное ограждение открытой палубы, переходных мостиков, различных проёмов и ходовых люков, состоящее из металлических стоек, расположенных на равном удалении друг от друга и натянутых между ними лееров.

Существует и единственный текст, регламентирующий данное понятие в судостроении — это нормативный документ ГОСТ 5.2124-81. «Изделия леерного ограждения. Технические условия».

Такая конструкция бортового ограждения судов оказалось достаточно удачной, к тому же ассоциировалась для одних с надежностью, для других с блеском или некоторым шиком лучших морских лайнеров и яхт. И вот сегодня данное определение прочно закрепляется на сухопутной территории в строительстве.

С привкусом земли определение уже звучит так: леерное ограждение – это вертикальные ограждающие конструкции, состоящие из стоек (балясин), расположенных на равном расстоянии, соединенных между собой по горизонтали несколькими гибкими или жесткими сборными конструкциями или различного рода заполнителями . Отсюда и основное назначение леерного ограждения — это перегораживать проход и проезд поперёк конструкции для людей и механизмов.

Разновидности

Государственным документом, который сегодня определяет и регламентирует изготовление и применение леерного ограждения, является ГОСТ 12.4.059-89 «Строительство. Ограждения предохранительные инвентарные. Общие технические условия».

Леерные ограждения различают:

  • по типу установки:
    • стационарные;
    • разборные;
    • временные.
  • по месту установки относительно границы зоны опасности:
    • внешние;
    • внутренние.
  • по сфере применения:
    • судовые;
    • дорожные;
    • декоративно-оградительные;
    • балконные;
    • кровельные;
    • лестничные.
  • по функциональному назначению:
    • защитные;
    • страховочные;
    • сигнальные;
    • направляющие.
  • по способу монтажа:
    • сборные;
    • сварные;
    • опорные;
    • навесные.

Исходным продуктом для изготовления вертикальных элементов леерных ограждений служат наиболее прочные конструкции: железобетонные столбы, трубы, различные профили, уголки и швеллеры. Основными материалами, из которых изготавливают стойки, являются: черный или нержавеющий металл, чугун, сплавы алюминия.

Для монтажа горизонтальных ограждающих элементов используют стальные профили разнообразного сечения, стальные или полимерные тросы, металлические и пластиковые сетки, различные формы чугунного литья и ковки, стеклянные или пластмассовые листы и панели, а также комбинированное заполнение, использующее разнородные материалы.

Особенности использования

Большое количество сфер, в которых применяется ограждение, накладывает на конструкцию и внутренние характеристики определенные особенности и требования.

Судостроение

На всех типах судов без исключения для предотвращения попадания человека в воду применяется ограждение данного типа. Основной спецификой здесь является защита основы конструкции от воздействия агрессивных сред. Материал является либо изначально коррозионно-стойким, либо его покрывают специальными атмосферостойкими красками, а в последнее время все чаще применяют полимерные покрытия.

Согласно нормативным документам, при проектировании плавсредств различных классов конструкторами должно быть заложено ограждение всех открытых палуб, переборок люков, проемов, а также всех элементов оборудования, способных двигаться и вращаться.

Лееры должны быть прочными и выдерживать усилия, которые возникнут в ходе эксплуатации. Крепеж и соединительные детали ограждений должны изготавливаться так, чтобы они не были ослаблены от любой вибрации.

Высота ограждения открытой палубы предусматривается не менее 110 см и должна иметь четырехрядную конструкцию или быть заполнена специальной сетью с ячейками размером не более 80х80 мм. Защитное ограждение не должно устанавливаться дальше чем на 45 см от борта судна или края настила палубы. Разрыв в линии леерного ограждения допускается только для закрываемых проходов и при необходимости установки оборудования. Цепные лееры разрешается применять только для прохода людей.

Дорожное строительство

Пришедшие в нашу жизнь Евростандарты отразились и на безопасности дорог. На трассах с интенсивным потоком автотранспорта стали устанавливать леерные ограждения.

Изначально конструкция дорожных отбойников представляла из себя железобетонные столбы до метра высотой с круглыми проушинами по бокам для крепления 2 или 4 стальных тросов диаметром 25 мм.

Если металлический канат являлся великолепным амортизатором и спас не одну жизнь, то бетонные столбики для легковых машин представляются значительным препятствием.

Сегодня дорожные леерные ограждения барьерного типа представляют собой конструкцию, состоящую из равномерно вбитых в землю стальных столбов (изготовленных из швеллеров и двутавров), закрепленных на них горизонтальных балок длиной в 3 метра и сделанных из гофрированных стальных полос толщиной 4-5 мм. Крепятся балки к стойкам через кронштейны-амортизаторы с помощью болтовых соединений. Монтируются балки в целях безопасности внахлест строго по направлению движения транспорта.

Достоинством такой конструкции является небольшое время восстановления поврежденного участка.

Кровельные ограждения

Кровли с высотой более 10 метров над уровнем земли должны быть оснащены защитой. Для эксплуатируемых крыш по высоте защитные ограждения должны быть не менее 110 см, сигнальные — от 80 до 110 см , а для неэксплуатируемых крыш допускаются страховочные ограждения высотой от 30 до 60 см .

На эксплуатируемых крышах устанавливают леерное ограждение из сварных конструкций. На скатных крышах в конструкцию добавляются элементы угловых растяжек, которые придают вертикальную устойчивость.

Безопасность

Все типы леерных ограждений после монтажа проходят испытания на нормативную нагрузку. Защитные ограждения проверяют на нагрузку в 400 Н/м, точечно приложенных к поручню, страховочное ограждение должно сохранять целостность при сосредоточенной нагрузке не менее 700 Н/м и выдерживать груз массой 100 кг, падающий с высоты 1 метр.

Последнее время работа над пароходом замедлилась до минимума, так как наступила очередь надстроек, а для них нужно изготовить кучу перил. На предыдущих моделях я их клеил, благо ничего больше эсминца у меня до этой стадии раньше не доходило, два крейсера погибли при переезде:)

У клеевого соединения следующие основные достоинства:

    не требуется никаких дополнительных материалов и оборудования: проволока, циакрин-гель и зубочистка это всё, что нужно.

    если модель, подобно изображённой на фото, позволяет предварительно установить стойки, то собственно леера можно без особых проблем приклеивать по месту. Для пайки же строго обязательна жёсткая фиксация деталей, т.е. на модель надо устанавливать уже готовое ограждение. Однако подобный способ оправдан лишь для небольших несложных моделей.

Собственно, больше мне ничего из достоинств в голову не приходит.

Теперь о недостатках:

    прочность полученной конструкции низкая, при изгибе, установке и, даже, иной раз покраске соединения могут расходиться.

    излишки клея удалить возможно только непосредственно в процессе сборки, после попытки это сделать легко приведут к разрушению части конструкции.

    при сборке по шаблону приходится сооружать сложную оснастку, т.к. клеить можно только на весу, чтобы клей не прилип к опоре.

К недостаткам пайки следует отнести необходимость наличия более-менее приличного паяльника (у меня простенькая китайская паяльная станция где-то за 100$), приличного плоского жала к нему, нормального припоя и жидкого флюса. Никакой экзотики, я пользуюсь банальными ПОС-61 и ТАГС, просто потому, что они дома есть. Впрочем, вероятно, стоит накупить разных и попробовать с ними. Так же, как я указывал выше, пайка конструкций по месту крайне затруднительно, ибо следует обеспечить жёсткое крепление деталей. Однако, оснастка для паяемых деталей изготовляется очень быстро и просто, выглядит она, с уже намотанными стойками, вот так:

Как видно, это простая полоска картона с наклеенным шаблоном и прорезями по бокам.

Больше недостатков придумать не могу, а вот достоинств много:

    паять, после минимальной тренировки, много проще и быстрее, чем клеить. Достаточно прикоснуться жалом с небольшим количеством припоя к смазанным флюсом деталям, и припой сам расползётся, куда надо:)

    соединения получаются довольно прочными.

    излишки припоя при необходимости можно срезать острым ножом.

    можно создавать довольно сложные конструкции.

Получается примерно так:

А вот установку уже проводим на клей, что тоже довольно просто в силу прочности и объёмности устанавливаемой детали.

Окраску производить, естественно, лучше перед установкой. Кистью красить сложно, я попробовал из жадности (ну, чтобы не распылять куда попало краску), но получается плохо, слишком жидкая краска плохо ложится, густая - скапливается в перекрестьях. Так что наделаю побольше готовых ограждений и буду дуть. Кстати, если в доме почему-то нет аэрографа, задувать можно подходящим цветом из тамиевского баллона, да даже их серой грунтовкой.

А вот пример (не особо удачный), покрашенного кистью и установленного ограждения. В принципе, вживую нормально смотриться, неровности будут незаметны из-за мачты. В кольцо, кстати, деталь склеил, а так она паяная.

К достоинствам изготовления лееров из проволоки можно отнести следующее: можно подобрать толщину проволоки очень близкую к реальной (в масштабе), проволока ровная по длине, леер получается сбоку от леерной стойки, что ИМХО более правдоподобно.

Теперь подробно о самом процессе.

Нам понадобятся:

1. Собственно проволока.

Я использовал луженую из гибких многожильных электропроводов. Диаметр был 0.12 и 0.14 мм. На стойки надо бы было взять потолще, но не оказалось под рукой. В принципе, можно использовать и простую медную проволоку из трансформаторов и реле (там обчно даже указан диаметр), но возникает необходимость в лужении и удалении защитного слоя лака . Радиолюбители обычно применяют для этих целей таблетки аспирина (не внутрь, конечно а под паяльник). Однако я еще непробовал, насколько изменится толщина проволоки и насколько будет все ровно.

2. Паяльник.

У меня обычный паяльник (кажется на 60 вт), с немного зауженным (до 4 мм) напильником жалом. Я хочу приобрести более мелкий паяльник, но все не досуг... На самом деле можно паять любым. Для мелких детплей можно навить на жало толстую (2 мм) медную проволоку и паять ее кончиком.

3. Припой и канифоль.

4. Деревянный брусок.

Брусок должен быть немного длине леера и его высота раза в три больше ширины.

5. Мелкие гвоздики (кнопки, булавки тоже сгодятся).

Сначала лучше нарисовать на бумаге (руками или на компьютере) чертеж леера. Я этого не сделал - хорошая мысля приходит опосля.
Прикрепляем ее на верхнюю плоскость бруска.
По бокам, как можно ниже, располагаем гвозди.
На ребрах верхней поверхности делаем ножом небольшие надрезы строго по линиям лееров и леерных стоек.
Приматываем конец проволоки на гвоздик и тянем проволоку через надрез по чертежу.

Если где-то проволока прослабнет, можно сбоку подсунуть спичку/зубочистку.

Начинаем паять. У меня припой не ложился, проволока была хоть и луженая, но старая. Прижав стойку леера сверху жалом паяльника смещаем ее по лееру на 0.5 мм. Или жало паяльника располагаем рядом со стойкой и так же "трем" леера. Главное чтоб жало перекрывало все леера под стойкой зараз. И не жалейте канифоли - он потом легко удаляется

Работа по изготовлению надстроек, судового оборудования, располагаемого на палубе, и дельных вещей очень трудоемка, требует тщательности и аккуратности.

Для настольных моделей вес деталей не имеет значения. Для самоходных же моделей надстройки и всевозможное оборудование должны быть легкими, чтобы не ухудшалась остойчивость. В то же время все детали должны быть водонепроницаемыми, недеформирующимися.

Надстройки и рубки изготовляют обычно из того же материала, что и корпус, - фанеры, шпона, но можно применить и другие материалы - папье-маше, пластмассу, жесть, латунь, электротехнический картон, плотную чертежную бумагу. Схема изготовления надстройки из фанеры показана на рис. 40.

При использовании листового материала работу по изготовлению надстройки начинают с разметки развертки надстройки, затем вырезки отдельных частей. После этого заготовку сгибают и собирают согласно чертежу. Если собранная надстройка оказывается недостаточно жесткой, то для предупреждения ее деформации внутри устанавливают набор или ребра жесткости. На рис. 41 приведена выкройка надстройки и схема ее сборки.

При сборке и соединении деревянных, пластмассовых, картонных или бумажных надстроек пользуйтесь быстросохнущим клеем «Рапид» или «АК-20». При соединении отдельных деталей не употребляйте много клея. Для сжатия используйте бельевые зажимы или самодельные струбцинки, в отдельных случаях - кусочки авиамодельной резины, нитки, шнурки, которыми связывайте склеиваемые части. При изготовлении надстроек из металла - жести и латуни, соединяйте части пайкой.

Повышенные требования к склеиванию и паянию надстроек, рубок, орудийных башен и других деталей, располагаемых на палубе модели судна, вызываются тем, что при покраске все дефекты будут выявлены, а исправить их без искажения формы деталей практически невозможно.

На модели судна обычно устанавливают шлюпочное устройство, состоящее из шлюпок, приспособлений для их спуска и хранения, и спасательные плоты. Учитывая большое количество одинаковых шлюпок, их часто делают по специальным шаблонам, либо выклеивая из папье-маше, либо штампуя из пластмассы. На рис. 42 показана форма, сделанная из гипса, дерева или какого-либо другого материала, и пуансон в виде корпуса шлюпки. Пластмасса укладывается в форму и пуансоном обжимается, после затвердевания корпус обрабатывают по диаметрам, вклеивают киль и штевни, а затем банки. Шлюпбалки, краны, ростры, кильблоки делают из металла, дерева, пластмасс, картона. Спасательные круги, плотики изготовляют из полихлорвиниловой трубки.

Желательно изготовлять мелкие детали по возможности из пластмассы - детали в этом случае не надо окрашивать. Это особенно важно для миниатюрных моделей, так как хорошо покрасить мелкую поделку очень трудно.

Якоря изготовляют из дерева, пластмассы, металла. Крупные якоря можно отливать из свинца; то же относится и к старинным пушкам для моделей исторических судов.

Брашпили и шпили делают, как макеты, обычно из дерева и пластмассы.

Грузовые устройства: люки с крышками, грузовые стрелы и краны, лебедки изготовляют в виде макетов из тех же материалов.

Мачты, флагштоки, штыревые антенны делают из проволоки, дерева, особенно тонкие - из бамбука.

Штурманское оборудование - компасы, репитеры гирокомпасов, радиопеленгаторы, радиолокаторы изготовляют из дерева, проволоки с использованием пластмасс, алюминиевой фольги, мелкой металлической сетки.

Чтобы трапы были одинаковыми, сделайте специальный кондуктор и с его помощью заготавливайте необходимое количество трапов, как показано на рис. 43.

Круглые иллюминаторы, учитывая большое их количество в отдельных случаях, нарезают из латунной трубки подходящего диаметра или же из проволоки. Рамы прямоугольных иллюминаторов делают из пластмассы, фанеры, картона, проволоки. На рис. 44. показаны примеры изготовления иллюминаторов.

Леерное устройство: стойки - булавки, леера - тонкая проволока. Для моделей больших размеров леерные стойки иногда вытачивают из металла или бамбука, просверливают в них отверстия, в которые пропускают леера. Сборка леер-ного устройства для модели судна показана на рис. 45.

Изготовление всевозможного судового оборудования, находящегося на палубе модели судна, в основном преследует декоративную цель; дать точные указания и рецепты изготовления всех деталей не представляется возможным. Все надо делать аккуратно, в соответствующем масштабе, правильно расположить на палубе и непременно знать назначение каждого предмета.

В отличие от описанных устройств, которые носят декоративный характер и, как правило, не действуют, рулевое устройство должно обеспечивать устойчивость модели на курсе, не пропускать через гельмпортовую трубу воду внутрь корпуса модели и действовать безотказно.

На рис. 46 показана испытанная конструкция рулевого устройства для моделей судов.